Кредитные ставки начали расти примерно год назад — вслед за депозитами, ставки по которым стали подниматься из-за обострения долгового кризиса в Европе.
Только с июня по середину сентября, по данным маркетингового агентства MARCS, которое проводит ежемесячный мониторинг услуг крупнейших банков методом тайного покупателя, ставки потребительских кредитов выросли в 12 из 30 крупнейших банков (Сбербанк, «Траст», «ВТБ 24», «МДМ банк» и др.), а снизились — лишь в двух (Райффайзенбанк и Номос-банк). По ипотечным кредитам рост ставок отмечен в семи крупных ипотечных банках (Сбербанк, Промсвязьбанк, «Уралсиб», «Дельта кредит»), снижение — также в двух (Райффайзенбанк, «Жилфинанс»). «У ключевых игроков ставки потребкредитов выросли в среднем на 0,5—2 процентных пункта, ипотечных — на 0,25—1 п. п. А их максимальные значения достигли 59,9 и 19% соответственно», — отмечает директор департамента мониторинга финансовых рынков MARCS Наталья Абрамова.
Индекс «Фосборн хоум», который рассчитывается по ставкам ипотечных кредитов, выданных клиентам этого брокера разными банками, с марта по сентябрь вырос с 11,95 до 12,73% в рублях. А рассчитываемые ЦБ средневзвешенные ставки по ипотечным кредитам с начала года прибавили 0,6 п. п. — до 12,2% годовых, напоминает аналитик АИЖК Михаил Гольдберг.
Лишь в автокредитовании примерно равное число банков, повысивших и снизивших ставки, добавляет Абрамова.
Стоимость ресурсов растет и, как ожидается, продолжит расти, объясняет повышение ставок директор дирекции розничного бизнеса Московского кредитного банка (МКБ) Алексей Косяков.
Лидеры задают темп
Отражением этого стало повышение Центробанком на прошлой неделе ставки рефинансирования с 8 до 8,25% — впервые с декабря. В понедельник масла в огонь подлил крупнейший игрок, Сбербанк, увеличив ставки нецелевых потребкредитов на 1—2 п. п. Одновременно на 1 п. п. увеличил ставки по ним МКБ.
Действия ЦБ и Сбербанка создают дополнительные предпосылки для повышения ставок остальными, выражает общее мнение банкиров Косяков.
Так что кредиты продолжат дорожать, уверены эксперты. В первую очередь на рынке нецелевого потребкредитования, считает директор департамента продаж «Росгосстрах банка» Вилен Ли: дополнительные 1,5—2% годовых не сильно отразятся на итоговой цене кредита в отличие от ипотеки при аналогичном повышении ставок.
Самое интересное впереди, уверена Абрамова, которая уже несколько лет наблюдает за реакцией банков на действия маркетмейкеров кредитного рынка. В частности, она ожидает, что «вслед за «Сбером» ставки потребкредитов на 2 и более пунктов увеличит большинство банков, может быть, кроме «дочек» иностранных банков».
АИЖК сохраняет свой прогноз роста средневзвешенной ипотечной ставки к концу года до уровня не выше 12,5% годовых. А директор департамента ипотечного кредитования «СМП банка» Наталья Коняхина ожидает в ближайшие месяцы роста ставок по ипотеке в среднем на 0,5—1 п. п. Однако «СМП банк», по ее словам, не планирует в ближайшее время повышать ставки по ипотеке.
Кто на очереди
Об отсутствии планов повысить ставки потребкредитов в ближайшее время «Ведомостям» сообщили Альфа-банк, «Уралсиб», Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, «Петрокоммерц», Бинбанк, «Юникредит банк», «Юниаструм банк», Пробизнесбанк, «Зенит». «Но мы будем следить за конъюнктурой рынка», — оговорился зампред правления «Уралсиба» Илья Филатов. А директор по продуктам блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Григорий Бабаджанян уточнил, что «используемый банком способ определения цены кредитов наличными на основе риск-профиля клиента обеспечивает некоторый запас по марже, позволяющий сохранить ставки на время колебаний стоимости фондирования, если, конечно, это явление окажется краткосрочным».
А вот «Росгосстрах банк» планирует пересмотреть ставки по ряду нецелевых потребительских кредитов, признался Ли, но ставки по ипотеке, ссудам под залог недвижимости и автокредитам пока останутся без изменений. Альфа-банк рассматривает возможность повышения ставок по автокредитам и ипотеке, а «Зенит» — по автокредитам. Не исключает повышения ставок и Номос-банк.
Наценка автоматом
Некоторые кредиты дорожают автоматически — например, если их ставка привязана в ставке рефинасирования. Другой случай — использование систем risk based pricing, когда ставки, суммы и сроки кредитов определяются автоматически на основе оценки риска неисполнения заемщиком в срок своих обязательств. «Заложенные в такие системы современные скоринговые модели могут учитывать и изменение макроэкономических параметров. Так, с повышением ставки рефинансирования повышается стоимость фондирования для банка, что диктует необходимость повышения стоимости заемных средств для клиента», — рассказывает гендиректор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин.